Повышенный интерес к проблемам чтения в последнее время очевиден, что обусловлено несколькими факторами. Изменилась информационная, социокультурная и образовательная среда, определяющая развитие человека читающего. Возникло противоречие между интенсивным развитием телекоммуникационных технологий, способных обеспечить доступ к любой информации в неограниченных объемах и психофизиологическими возможностями ее восприятия, понимания и оценки в жизнедеятельностных целях человека. В сознании детей подростков изменился ценностный статус чтения, которое в условиях экспансии экранной культуры отходит не просто на второй план, а воспринимается как архаизм.
Угроза разрушения культуры чтения встревожила профессиональное сообщество. В связи с этим наблюдается активизация движения по преодолению негативных тенденций в снижении уровня культуры чтения.