научная статья

Издательства и издающие организации Сибири и Дальнего Востока как популяризаторы историко-культурного наследия региона

Трояк И.С.
Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН
Библиосфера
№ 1 / 2020
страницы: 32-38
В связи со стремительной глобализацией второй половины ХХ в. проблемы сохранения и изучения историко-культурного наследия отдельных территорий национальных государств стали особенно актуальными и социально значимыми. Поскольку книга является одной из форм представления ценностей культурного наследия, основополагающее значение для региональной книжной культуры имеет мемориальная функция, отвечающая за сохранение наследия отдельных территорий и приобщение к нему населения. Цель представленного в статье исследования - выявление способов реализации мемориальной функции региональной книжной культуры в Сибири и на Дальнем Востоке в 2000-2010-е гг. В качестве методологической основы была использована предложенная К. Мигонем теоретическая модель книжной культуры, в которой выделяются локальный, региональный, национальный, наднациональный, культурно-цивилизационный и мировой «культурные круги книги». Деятельность издательств и издающих организаций Сибири и Дальнего Востока рассматривается в рамках локального и регионального «кругов», являющихся частью национальной российской книжной культуры. В статье показаны основные акторы современного краеведческого книгоиздания в Сибири и на Дальнем Востоке: это большинство региональных издательств и издающие организации, чья деятельность институционально связана с сохранением историко-культурного наследия (музеи, архивы и библиотеки). Представлены способы популяризации их продукции. Впервые выявлены и приведены примеры продакт-плейсмента при рекламировании краеведческой литературы. Сделан вывод,что главным каналом распространения и популяризации региональной краеведческой книжной продукции становится интернет, который открывает доступ к историко-культурному наследию Сибири и Дальнего Востока более широкому кругу читателей.