Актуальность изучения чтения обусловлена огромным влиянием, которое оно оказывает на интеллектуальное и духовно-нравственное формирование личности и соответственно на уровень развития всех сфер жизни общества. Целью данной статьи является характеристика чтения жителей Зауралья в постсоветский период, выявление его основных черт и направлений. Вводимые в научный оборот, систематизированные и обобщенные в настоящей статье данные отчетов государственных и муниципальных библиотек Сибири и Дальнего Востока за 1992-2012 гг. отражают постепенную трансформацию досугового чтения в деловое. Причем одной из наиболее активных читательских групп были учащиеся разного типа учебных заведений. Этим объясняется большой спрос на учебную литературу. В статье проанализирован репертуар досугового чтения и прослежен высокий интерес к периодике всех возрастных групп читателей. Выявленные данные позволяют уточнить и дополнить общероссийскую картину чтения.