научная статья

Мировые тенденции маркетинговых технологий продвижения библиотечных сайтов

Рыхторова А.Е.
Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН
Библиотековедение
№ 2 / 2020
страницы: 135-146
В последние десятилетия сфера деятельности библиотек изменилась. Помимо предоставления традиционных ресурсов и услуг сегодня они сами являются разработчиками цифрового контента, обеспечивают доступ к электронному контенту. Пользовательская база библиотек также трансформируется: меняются поколения пользователей, сферы занятости и интересов, привычки. Понимая, что маркетинг может повысить лояльность пользователей, сформировать общественное мнение как о конкретном учреждении, так и о библиотеках в целом, повысить видимость библиотечных ресурсов и увеличить долю рынка, наиболее активные специалисты занимаются адаптацией маркетинга к условиям функционирования библиотек. В 2019 г. нами было организовано изучение сайтов библиотек России, Австралии, США и Канады, стран Западной и Восточной Европы, Латинской Америки, а также ряда стран Южной и Юго-Восточной Азии с целью выявить основные тенденции в организации продвижения библиотек в интернет-среде. Рассматривались сайты публичных, национальных, университетских и академических библиотек. Библиотечные сайты анализировались на предмет применения наиболее распространенных в интернет-маркетинге средств: переход к современному веб-дизайну сайта, эффективная перелинковка с социальными сетями, маркетинг в социальных сетях, использование баннерной рекламы, доступность подписки на рассылку по электронной почте, публикация пресс- и пост-релизов, наличие встроенного в структуру сайта блога, наличие средств оценки и шеринга контента в социальные сети. Результатом стало выделение тенденций в развитии библиотечных сайтов на значительной территории: большее соответствие выделенным для исследования параметрам показали сайты библиотек в Северной Америке, Австралии, Северной Европе; Центральная и Южная Европа, Россия и часть стран Латинской Америки находятся в переходной зоне, меньше всего соответствий найдено в библиотечных сайтах в странах Южной Азии. Самым распространенным средством продвижения является публикация пресс- и пост-релизов. Среди наименее используемых технологий маркетинга отмечены встроенные блоги, видео- и интернет-трансляции, а также оптимизация сайтов под аудиторию из социальных сетей.