Библиотечные специалисты, обладающие компетенциями в области современных информационных технологий и знаниями информационных ресурсов, умеющие анализировать и синтезировать разнородную информацию, обрабатывать данные и решать нестандартные задачи, способны развивать инновационные направления, повышать значимость и конкурентоспособность библиотек в информационном пространстве. Цель настоящего исследования - определение важнейших навыков и знаний библиотекарей для развития новых форм и направлений деятельности научных библиотек: ассистентского обслуживания ученых, работы с исследовательскими данными, создания интеллектуальных центров, центров интеллектуального досуга, организации коммуникативных площадок и др. Выделены ключевые знания, необходимые библиотекарю: знание современных и перспективных информационных технологий (социальные сети, облачные, мобильные технологии, аналитика нового поколения и др.), знание мирового рынка информационных ресурсов, а также технологий сбора и обработки информации/данных. Представлены компетенции библиотекарей по управлению исследовательскими данными, которые оказывают консультационные и ассистентские услуги ученым в процессе жизненного цикла исследования. Определено, что библиотекарь по управлению исследовательскими данными должен знать методики подготовки плана управления данными, методы управления, категории, стандарты и схемы метаданных, классификации и идентификаторы данных, требования к цитированию данных, авторское право, репозитории данных, технологии долговременного сохранения данных и др. Делается вывод о том, что владение неспециализированными надпрофессиональными («мягкими») навыками (коммуникабельность, эмоциональный интеллект, мышление «результатами» и «процессами» и др.) наряду с комплексом профессиональных знаний является залогом повышения эффективности и востребованности библиотек в условиях интенсивно развивающейся внешней среды.