научная статья

НОВЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Макеева О.В.
Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН
Труды ГПНТБ СО РАН
№ 1,5 / 2020
страницы: 71-77
Цель статьи - представить новый подход к построению модели компетенций специалиста библиотечно-информационной деятельности. Методы, использованные в работе: анализ и обобщение содержания отечественных и зарубежных источников по проблеме профессионального образования.Приведены результаты анализа перечней компетенций ФГОС, мнения специалистов в области библиотечно-информационной деятельности, примерный перечень компетенций специалиста научной (академической) библиотеки, подготовленный в 2017 г. сотрудниками ГПНТБ СО РАН по запросу представителей Санкт-Петербургского государственного института культуры. Сделан вывод о том, что, учитывая многочисленные дискуссии вокруг ФГОС и профстандарта специалиста библиотечно-информационной деятельности, необходимо объединение усилий представителей профессионального сообщества по достижению консенсуса в данной области и актуализации существующей нормативно-правовой базы. Целесообразно рассмотреть возможность создания профилей компетенций, которые легли бы в основу вышеуказанных документов и обеспечили бы учет интересов организаций, осуществляющих обучение в сфере библиотечно-информационной деятельности, и учреждений-работодателей.Новизна. Предложен комплексный подход к построению модели компетенций специалиста библиотечно-информационной деятельности, основанный на сочетании утвержденных нормативных документов и запросов работодателей: для каждой группы компетенций должен быть определен базовый минимум (утверждаемый федеральными органами, ответственными за осуществление государственного надзора, и обеспечивающий соответствие требованиям по составу трудовых функций, знаний и умений в утвержденных документах) и вариативная часть, обеспечивающая соответствие формируемых компетенций особенностям деятельности библиотек разных видов (общедоступных публичных, академических, специальных).Для этого необходимо развитие нормативной базы в области библиотечно-информационной деятельности (актуализация имеющихся и разработка новых документов). Предлагаемая модель компетенций соотнесена с нормативными документами. Практическая значимость: предложена модель компетенций, в рамках которой образовательные организации, учреждения библиотечно-информационной сферы могут совместно формировать эффективный процесс подготовки специалистов.