В статье выявляются различные дефиниции медиапотребления: толкование как использование информационного продукта, активность человека, стиль жизни, социально-коммуникационное явление. На основе анализа результатов общероссийских и местных социологических исследований и данных статистики показаны динамика и особенности изменений медиапространства, представлены тенденции медийной активности и предпочтений современников. Аргументируются преобразования медийных предпочтений современников за последнюю четверть века. Рассматриваются особенности трансформаций чтения в структуре медиапотребления россиян на рубеже ХХ-XXI вв. Анализируются различные точки зрения на роль чтения как вида культурных практик населения, его места в современном медийном пространстве. Даются прогнозы дальнейшего развития традиционной печатной и аудиовизуальной составляющей медиапространства, модификации чтения и медиапотребления.