научная статья

Традиционные академические библиотечные сети в цифровой культуре

Лаврик О.Л.
Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН
Библиотековедение
№ 6 / 2019
страницы: 567-575
Переход от печатной к цифровой культуре коренным образом изменил подходы, формы и методы (или продукты и услуги), которые используют университетские и академические библиотеки для информационного обеспечения научных исследований. Деятельность библиотечно-информационной сети Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН), организованной в эпоху печатной культуры как трехуровневая система, претерпевает значительные изменения в связи с развитием цифровых технологий, научных коммуникаций и реформированием РАН. Перечисленные обстоятельства потребовали разработки новой модели библиотечной сети как актуального информационно-коммуникационного канала, прежде всего - пути сохранения накопленного традиционного фонда. Цель настоящей статьи - показать перспективную модель для академической библиотечной системы или сети, функционирующей в рамках одной сложной научной организационной структуры, с их уникальными печатными книжными фондами. Для построения модели использовались данные об информационном поведении исследователей СО РАН, собранные путем анкетирования, данные о тенденциях в деятельности библиотек университетов, представленные на их сайтах и в рецензируемых журналах, а также данные мониторинга деятельности научных библиотек. Учитывались как общие внешние факторы (информационное поведение пользователей научной информации, организационные изменения в библиотечных сетях, современные тенденции и опыт поддержки научных исследований академическими и университетскими библиотеками, изменение научной среды), так и внутренние (специфические), связанные с реформированием РАН. Описаны два этапа реорганизации действующей модели библиотечно-информационной сети СО РАН. Показано, как новая модель кардинально изменяет старую, так как она трансформирует структуру ресурсов и фондов, функции библиотек и показывает направления развития компетенций и навыков библиотечного персонала.