В современных условиях расширения электронной среды в процессе обслуживания по межбиблиотечному абонементу (МБА) и доставке документов (ДД) возникает ряд проблем, от успешного решения которых зависит развитие взаимоиспользования информационно-библиотечных ресурсов, содействующее научным коммуникациям. В целях определения ориентиров прогрессирования МБА и ДД выявлены компоненты, которые могут активизировать деятельность. К ним относятся: полнота комплектования фондов; обновление законодательных документов; технологические подходы с применением автоматизации и информатизации; организационно-технологические вопросы (регламентирующие документы, оперативность выполнения заказов, предотвращение отказов, оптимизация платных услуг, доступность статистических показателей работы). Рассмотрены основные пути, способствующие адаптации подразделений МБА и ДД к формирующимся условиям в электронной среде и последующему обновлению. Обращается внимание на необходимость установления взаимодействия подразделений МБА и ДД с Национальной электронной библиотекой, соблюдения юридических норм при оцифровке документов, доступности электронных документов пользователям МБА и ДД. Предлагается разработать новый ГОСТ по МБА и ДД, закрепить единые нормативные сроки обработки заказов, контролировать оперативность их выполнения, выработать предупредительные меры, направленные на устранение превышения сроков. Оперативность ДД диктует необходимость создания унифицированного перечня формулировок отказов, возобновления порядка перенаправления отказов по причине «единственный экземпляр не выдается по МБА» от одного исполнителя к другому. Взимание платы за отказы следует признать неоправданным, так как заказчик не получил требуемый документ. Сбор и доступность статистических показателей деятельности МБА и ДД позволит получать и изучать количественные и качественные характеристики происходящего. Предложенные акции направлены на оптимизацию МБА и ДД России.