научная статья

СКАЗАНИЕ АФРОДИТИАНА В СЛАВЯНСКИХ ГОМИЛИЯХ НА РОЖДЕСТВО XV-XVIII ВЕКОВ

Коваленко А.Н.
Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН
Труды ГПНТБ СО РАН
№ 1,5 / 2020
страницы: 7-11
«Сказание Афродитиана» является одним из наиболее популярных апокрифов Древней Руси, оно повествует о поклонении волхвов родившемуся Христу. Статья посвящена краткому обзору славянских гомилий на Рождество Христово, основанных на апокрифическом памятнике. Всего было выявлено четыре произведения XV-XVIII вв., включающих в себя апокриф: «Слово о звезде Ираньи», «Слово о пришествии волхвов», «Слово на Рождество архиепископа бывша Спиридона» и «Казанье на Рождество Христово», - в статье отмечено количество сохранившихся списков и степень разработанности каждого произведения в научной литературе.Во всех гомилиях «Сказание…» становится источником дополнительных сведений о поклонении волхвов, но книжники, авторы указанных гомилий, по-разному используют подробности «Сказания…». В «Слове о звезде Ираньи» туманный и неясный язык пророчеств в кумирнице исправляется, каждая деталь оказывается включенной в контекст и объясненной. «Казанье на Рождество», на наш взгляд, является западнорусской переработкой «Слова о звезде Ираньи», и оба текста, в первую очередь, направлены на раскрытие всех деталей, связанных с появлением звезды, - от первого пророчества в устах Валаама до завершающего путешествия волхвов. «Слово о пришествии волхвов», с другой стороны, объединяет большинство популярных древнерусских нарративных текстов, связанных с Рождеством, в один сюжет: так соединяются проложное сказание о волхвах, «Сказание Афродитиана» и «Слово Иоанна Златоуста», отмеченное только в русских списках (инципит: «Ныне моего естества обетшанию обновление приходит»). В «Слове на Рождество архиепископа бывша Спиридона» апокриф становится только поводом к рассуждению на тему Рождества и поклонения волхвов, основной идеей автора является следование за духовным Солнцем Христом. «Сказание Афродитиана» в данном случае становится одним из многих источников, далеко не первостепенным, в тексте, предназначенном для публичной проповеди, не для келейного чтения.