научная статья

ГЕКТОГРАФИРОВАННЫЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РУКОВОДСТВА Д. В. БАТОВА: ПРОБЛЕМЫ АТРИБУЦИИ И ТИПОЛОГИИ

Казанцева Т.Г.
Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН
Вестник Екатеринбургской духовной семинарии
№ 3,27 / 2019
страницы: 262-285
Статья посвящена решению проблемы атрибуции двух экземпляров гектографированных музыкально-теоретических руководств из собрания Института истории СО РАН (43/70 и 1/77-г). Экземпляры относятся к двум разным изданиям, которые ранее были описаны Н. Ю. Бубновым и Н. П. Парфеньевым (по экземплярам БАН и ЛАИ УрФУ). В данных описаниях каждое из них в отдельности атрибутировано гектографической мастерской наставника и апологета поморского старообрядческого согласия Д. В. Батова. Между тем, в книгоиздательском каталоге Д. В. Батова указана лишь одна «Азбука знаменнаго пения», а исследуемые гектографы, судя по особенностям невменной графики, принадлежат к разным старообрядческим традициям - поповской и беспоповской. В задачи нашего исследования входило сравнение двух изданий по ряду кодикологических и содержательных параметров с целью выявления их взаимоотношений. Сравнительный анализ привел к следующим выводам. Сорт бумаги и характер оформления указывают на то, что обе Азбуки могли быть изданы в мастерской Д. В. Батова. Они относятся к разным типам музыкально-теоретических руководств (учебник и справочник соответственно), но сформированы по одной композиционной модели. В обоих руководствах совпадают структура, рубрики, порядок изложения учебного материала в каждой из рубрик, приемы толкования сложных невм и мелизматических формул. В обоих гектографах имеются разделы эстетического характера, в которых приводятся (с некоторыми вариантами) одни и те же цитаты из трудов отцов Церкви, посвященные богослужебному пению: все эти цитаты обнаруживаются в сочинении Д. В. Батова «О исполнении церковнопесенных молитвословий». В заключении делается вывод о том, что оба издания действительно вышли из мастерской Д. В. Батова, но ориентированы на рукописную традицию старообрядцев поповских согласий. Выдвигается гипотеза, что обе Азбуки предназначались для старообрядцев новопоморского согласия, перешедших к новоистинноречному пению; Азбуки являются не разными музыкально-теоретическими руководствами, а двумя изданиями, второе из которых исправлено, расширено и дополнено.