научная статья

"ОКТАЙ ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ ЕДИНОВЕРЧЕСКОГО НАПЕВА": К ВОПРОСУ О ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ ЕДИНОВЕРЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

Казанцева Т.Г.
Новосибирская гос. консерватории им. М. И. Глинки
Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства
№ 28 / 2017
страницы: 109-140
В статье дается многоаспектный анализ певческой рукописи конца XIX в. из фондов Научной библиотеки Томского государственного университета. Данная рукопись представляет интерес как образец линейно-крюкового двознаменника и отражает локальную богослужебно-певческую традицию единоверческого Свято-Троицкого прихода г. Томска - первого единоверческого храма в Сибири. Установлено, что рукопись создана представителем известной в уралосибирском старообрядчестве фамилии - И. А. Лепихиным. Он не только перевел знаменную нотацию на линейную киевскую ноту, но и самостоятельно сформировал сборник. В результате возникла книга нетипичной структуры, представляющая собой контаминацию разделов Обихода, Октоиха, Ирмология. Анализ музыкального текста показал, что певческая традиция томских единоверцев ориентирована на общероссийскую, но имеет свои индивидуальные отличия в трактовке образцов как столпового знаменного распева, так и обиходных напевов. Значительной самобытностью отличается напев Херувимской песни, производный, по нашему мнению, от верхнего голоса многоголосного ее варианта. Содержательные особенности певческой рукописи рассматриваются в широком контексте общероссийского единоверческого движения, активизировавшегося на рубеже XIX-XX вв.