Содействие переселению крестьян на окраины России считалось важнейшей, приоритетной задачей Комитета Сибирской железной дороги (КСЖД). Однако взгляды и подходы отдельных руководителей проекта к решению данной задачи существенно различались. Принципиальные цели политики КСЖД по организации переселений были сформулированы С.Ю. Витте в одном из первоначальных заседаний КСЖД, рассматривавших план вспомогательных предприятий Сибирской железной дороги. При этом объёмы финансирования переселенческих мероприятий, сроки их реализации и необходимую последовательность действий Витте прагматично связывал со сроками и планами сооружения всей Транссибирской магистрали. Гораздо более глубокий и прочный подход к организации крестьянских переселений прослеживался у управляющего делами КСЖД А.Н. Куломзина. Он считал, что успешное развитие аграрного производства в Сибири и на Дальнем Востоке зависело не столько от скоропалительных искусственных мер по насаждению переселенческих хозяйств, сколько от долговременных усилий по улучшению культуры землепользования, от внедрения передовой техники, научной агрономии и общего подъёма производительных сил крестьянства. В концепции Куломзина самыми существенными представляются следующие положения: 1) переселение, в качестве важнейшего явления народной жизни, требует постоянного законодательного и административного регулирования; 2) государственное регулирование переселений необходимо осуществлеть мерами постепенными и последовательными; 3) чиновники, занимающиеся организацией переселений, обязаны опираться на хороший личный опыт и глубокое научное знание предмета; 4) самое прочное заселение необжитых территорий обеспечивают наиболее самостоятельные, умелые и энергичные элементы из крестьянской среды. Следуя названным принципам, Куломзин всемерно поддерживал агрономическую помощь переселенцам, устройство в Сибири складов семян и сельхозинвентаря, организацию ферм, учреждение должностей губернских агрономов, строительство метеостанций, проведение гидротехнических работ и почвенно-агрономических мероприятий. Летом 1896 г. Куломзин лично посетил 135 переселенческих посёлков, проехал за три месяца 2200 вёрст водными путями и 5000 в. грунтовыми дорогами, побеседовал с сотнями крестьян и чиновников. Накопленный им большой личный опыт и знания на некоторое время позволили преодолеть сильное сопротивление ведомственной бюрократии и консерваторов из МВД, а также в какой-то степени сгладить отрицательные последствия от использования централизованных методов управления на окраинах.