Главная цель статьи заключается в том, чтобы на примере научно-методической деятельности ГПНТБ СО РАН показать трансформацию научно-методической работы от методического руководства к методическому обеспечению, а далее - к дистанционным консалтинговым услугам, свойственным организации библиотечного дела большинства зарубежных стран. Центральная библиотека - ГПНТБ СО РАН - участвовала в создании большинства из 70 библиотек ведомственной сети СО РАН. Методический центр осуществлял централизованные технологические, информационные и библиотечные процессы, разрабатывал нормативно-правовые и методические документы, организовывал мероприятия по повышению квалификации, выполнял значительную часть общесетевых трудозатрат, тем самым создавал условия для развития библиотек сети с минимальным штатом. За 55-летний период происходила трансформация как правовых взаимоотношений между методическим центром и библиотеками сети СО РАН, так и основных направлений и форм научнометодической деятельности. В 1960-80-е годы на взаимоотношениях ГПНТБ СО РАН и библиотек сети сказывался общий административно-командный стиль управления в стране. Преобразованию методической работы в контролирующий вид деятельности способствовали постановления ЦК КПСС и Министерства культуры. Следовательно, в те годы научно-методическое руководство было идеологически направленным и не всегда способствовало развитию библиотечного дела. С начала 1990-х годов по мере ослабления административно-командной системы менялся общий стиль управления в стране, что повлекло за собой переход от методического руководства, строго регламентирующего деятельность библиотек ЦБС, к более демократическому - методическому обеспечению. В методической деятельности ГПНТБ СО РАН возросла роль иных функций: научно-исследовательских, инновационных, консультационных, образовательных и т. д. Изменения в трудовом законодательстве в 2008 году и связанная с этим независимость библиотек сети от методического центра вновь отразились на взаимоотношениях ГПНТБ СО РАН и библиотек сети, в них стали превалировать рекомендательные формы сотрудничества и методическое консультирование, характерные для большинства зарубежных стран.