научная статья

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТМЕТРИК В СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

Чеснялис П.А.
Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН
Труды ГПНТБ СО РАН
№ 1,5 / 2020
страницы: 79-85
Исследуется возможность использования альтметрик в практике справочнобиблиографического обслуживания на базе академической библиотеки.Рассмотрены бесплатные услуги альтметрических сервисов: «Альтметрический букмарклет» (Altmetrics), отслеживание онлайн-новостей о научных статьях (Paperbuzz, PLOS Article Level Metrics) и др.Проведен контент-анализ 90 зарубежных и 30 российских публикаций за 2012-2019 гг., посвященных альтметрическим исследованиям библиотековедческих работ или применению альтметрических инструментов в деятельности библиотек. Источники - информационноаналитические системы Scopus, Web of Science, Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). Выявлены основные направления по материалам зарубежных работ: альтметрический анализ публикаций; сравнение альтметрических показателей с традиционными; исследование вопросов обеспечения научной деятельности альтметрическими данными; альтметрический анализ онлайн-библиотек и репозиториев; использование данных альтметрик при комплектовании фондов. Определены основные направления по материалам российских статей: альтметрики как индикатор научного влияния; информирование библиотекарей и исследователей о возможностях альтметрик; предоставление альтметрической информации из подписных баз данных; возможность генерирования альтметрической информации библиотеками. Факторы, ограничивающие интерес российских пользователей к альтернативным метрикам: языковой барьер, малое количество данных о российских публикациях, неочевидность пользы альтметрической информации.Описаны возможные сценарии работы российских научных библиотек с альтметриками: предоставление пользователям данных специализированных альтметрических сервисов по аналогии с услугами по определению традиционных показателей публикационной активности; генерирование собственной альтметрической информации. В практике справочно-библиографического обслуживания целесообразно информирование о возможности обращения к альтметрикам. В отсутствие прямого спроса на альтернативные метрики они могут выступать одним из критериев оценки информации при тематическом поиске или подготовке обзоров.