Система высшего профессионального образования в регионе по праву занимает одно приоритетных из мест в структуре его базовых социально-экономических процессов, реагируя на воздействия внешней среды (социокультурные, экономические, законодательные и др.) и, в свою очередь, оказывая на нее ответное влияние. В структуре научно-образовательного комплекса Сибири городу Новосибирску принадлежит ведущая роль. Здесь функционируют высшие учебные заведения, осуществляющие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работают научно-исследовательские учреждения (НИУ) Новосибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук и других ведомств. Все вузы города и большая часть НИУ имеют в своей структуре научные библиотеки. Поскольку насущной проблемой в настоящее время является формирование единой системы обеспечения вузов, учреждений науки региона информационными ресурсами, необходимыми для успешной научно-образовательной деятельности, предметом исследовательских интересов авторов является «должное» и реальное место библиотечного социокультурного института в этой структуре. Крупнейшей библиотекой регионального научно-образовательного комплекса является Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН). Обеспечение доступа пользователей к информационным ресурсам - главное направление ее деятельности. В то же время, ГПНТБ СО РАН, имея лицензию на образовательную деятельность, сама является субъектом образовательного пространства: она организует проведение курсов переподготовки и повышения квалификации библиотекарей, сотрудничает с профильными вузами в обучении студентов. Являясь учреждением науки, ГПНТБ СО РАН имеет аспирантуру по подготовке научных кадров высшей квалификации по библиотековедению, библиографоведению и книговедению. Общей методологической базой предпринятого исследования стал диалектический подход, позволяющий рассмотреть библиотечно-информационную и образовательную сферы деятельности крупной научной библиотеки в их единстве и взаимообусловленности. В статье обоснованы роль и место ГПНТБ СО РАН в формировании современной региональной системы профессионального образования и намечены перспективы по созданию модели взаимодействия библиотек научно-образовательного комплекса в целом для интеграции и диверсификации информационного сопровождения отраслевого и дисциплинарного дискурса.