научная статья

Коммерческая деятельность издательства И.П. Ладыжникова в Берлине (1905-1931)

Анисимов А.О.
Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН
Библиотековедение
№ 6 / 2020
страницы: 643-654
В статье раскрываются коммерческие аспекты деятельности издательства И.П. Ладыжникова в Берлине в первые десятилетия XX века. Настоящая работа уточняет представления о ней и восполняет ряд пробелов в изучении русскоязычного зарубежного книгоиздания первых десятилетий ХХ в., связанных с малочисленностью комплексных исследований в данной области. Знакомство с русскоязычным эмигрантским книгоизданием представляет несомненный интерес, поскольку в нем отражаются масштабные процессы постреволюционного слома культурной жизни России. Источниковой базой исследования служат документы ряда отечественных архивов, а также архива издательства, обнаруженного автором в Международном институте социальной истории (IISH) в Амстердаме (Нидерланды). В научный оборот вводится ряд новых, ранее не публиковавшихся данных о рассматриваемом издательском предприятии. Выявлен круг лиц, стоявших у его истоков: с одной стороны, это лидеры раннего большевизма (В.И. Ленин, Л.Б. Красин, В.Д. Бонч-Бруевич), с другой - центральные фигуры писательской группы «Знание» (М. Горький, К.П. Пятницкий). Собраны все названия, под которыми фирма действовала в разные годы, точно датированы этапы ее существования с момента возникновения (05.08.1905) до начала 1930-х гг., предложена периодизация. Поскольку в архиве издательства сохранилось 40 договоров с авторами, удалось определить круг писателей и драматургов, сотрудничавших с ним: М. Горький, С.С. Юшкевич, С.Г. Петров (Скиталец), А.Н. Куропаткин, С.Н. Рабинович (Шолом-Алейхем), Ш. Аш и другие литераторы. Отмечается, что в числе прочих задач издательство отстаивало авторские права русских писателей за рубежом. Проанализированы суммарный годовой тираж изданий, количество авторов, суммарный годовой оборот предприятия. Впервые рассматривается роль и место журнала «Новая русская книга» в деятельности издательства И.П. Ладыжникова. Установлено также, что 1920-е гг. стали для него наиболее удачными с коммерческой точки зрения. С февраля по март 1924 г. фирма «поглотила» трех крупных конкурентов: издательства «Геликон», «Русское универсальное издательство», «Эпоха» (приводится точная датировка договоров о покупке издательств, данные о продажной стоимости и особенностях заключавшихся соглашений). Выявлено, что фирмы покупались с сохранением прежних торговых марок, а издательство И.П. Ладыжникова приобретало их склады с товарными запасами, заключенные контракты с авторами, долговые обязательства перед банками. Делается вывод о том, что на протяжении почти всей первой трети ХХ в. издательство являлось самым мощным коммерческим предприятием среди всех издательств «русского Берлина».