В начале XXI в. мы столкнулись с таким феноменом в России, как отсутствие реальной картины потребления книжной продукции в стране. Точных статистических данных о книжной торговле в стране нет. Ни федеральные, ни региональные органы государственной статистики таких данных не собирают, не фиксируют их Министерство печати России, Ассоциация книгораспространителей и другие объединения книготорговых учреждений. Однако именно структура книгораспространения является на сегодняшний день «слабым звеном» книжного дела, фактором, сдерживающим его развитие. Отсутствие статистики продаж и учета субъектов книжного рынка существенно затрудняет исследование и прогнозирование основных линий развития книжного рынка, как в масштабах всей страны, так и в отдельных ее регионах.
Для получения наиболее полной информации о состоянии книжного дела необходимо использовать данные, характеризующие не только производство, но и реализацию книжной продукции.