научная статья

Библиотеки мира в период пандемии: новый опыт и первые выводы

Акдемир А.
Управление библиотек и изданий Министерства культуры и туризма Турецкой Республики
Ашешова А.
Библиотека языков и цивилизаций, Париж, Франция
Гишар Б.
Библиотека языков и цивилизаций, Париж, Франция
Гуськов А.Е.
Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН
Лахаева А.
Главное управление библиотек и изданий Турецкой Республики
Ракитянская А.
Библиотека им. Уайденера, Гарвардский университет
Редькина Н.С.
Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН
Ройленс А.
Библиотека им. Бобста, Нью-Йоркский университет
Сербина Г.Н.
Научная библиотека Томского государственного университета
Эйнасто О.
Научная библиотека Тартуского университета
Юрик И.
Научная библиотека Белорусского национального технического университета
Библиосфера
№ 3 / 2020
страницы: 65-83
Главная тема 2020 г. для библиотек всего мира - организация работы в условиях ограничений, связанных с COVID-19, что подтвердили результаты информационного поиска по крупнейшим мировым базам данных (Google Scholar, Web of Science, Scopus и др.) статей, в которых обсуждаются актуальные проблемы деятельности библиотек в этот период. Их решение достигается путем выработки общих подходов к вызовам на глобальном уровне, обмена лучшими практиками и методами работы в условиях пандемии. Целью статьи является представление ключевых докладов, прозвучавших в цикле онлайн—встреч «Жизнь библиотек мира в период пандемии», организованных ГПНТБ СО РАН. Представлен опыт зарубежных и российских библиотек: Библиотеки языков и цивилизаций (Франция), библиотек Нью—Йоркского и Гарвардского университетов (США), Научной библиотеки Тартуского университета (Эстония), Национальной библиотеки Турецкой Республики, Научной библиотеки Белорусского национального технического университета, Научной библиотеки Томского государственного университета и Государственной публичной научно—технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук. Авторами показана деятельность библиотек по организации работы сотрудников и обслуживания пользователей. Описано, как библиотеки выбирают различные способы и методы работы с пользователями, развивают инновационные сервисы, расширяют репертуар информационных ресурсов / продуктов, принимают меры по безопасной работе сотрудников, в том числе в удаленном режиме. Подчеркнуто, что не все виды работ можно было перевести в удаленный режим, и это требует оперативных решений по перераспределению функций среди сотрудников и запуску новых проектов. Сделан вывод, что библиотекарям необходимо продолжать обучаться цифровому этикету и получать новые навыки и компетенции для дистанционной работы.